В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Это значит, что именно государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).
Важнейшими организационно-правовыми гарантиями прав и свобод граждан является соответствующая деятельность государственных органов и в первую очередь Президента РФ, гаранта прав и свобод гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
В обязанности Президента, в частности, входит:
- обеспечение условий, при которых работали бы все государственные структуры в строгом соответствии с формулой «разрешено только то, что дозволено», в том числе в сфере обеспечения внутригосударственного механизма, реализации защиты правового статуса личности;
- обеспечение согласованности функционирования всего государственного механизма в интересах общества и достижения общегосударственных целей;
- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (с учетом общественного мнения);
- приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ); 5) осуществление пoмилования (п. в ст. 89 Конституции РФ).
В ст. 45–55 Конституции РФ предусмотрен юридический механизм, который призван обеспечить переход от декларативного провозглашения личности высшей ценностью к реальному контролю за соблюдением прав и свобод. К сожалению, сегодня для российского общества «это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но труднодостижимый».
Сегодня социально-экономическое положение широких масс населения находится в совершенно плачевном состоянии, объектами каждодневных грубых посягательств стали некоторые основные права человека, и прежде всего, право на жизнь и личную безопасность, а в целях противодействия нестабильному положению в обществе и последствиям экономического кризиса, должностные лица и члены местных администраций то там, то здесь организуют своего рода «облавы на неугодных гражданских активистов» изобличающих антигосударственную и коррупционную деятельность чиновников.
Среди основных путей правовой реформы – законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего, реальных гарантий прав и законных интересов личности. Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Следует подчеркнуть, что, во-первых, речь может идти лишь о возможных ограничениях, но не обязательных, во-вторых, их перечень является исчерпывающим и соответствует общепринятым международным стандартам.
Возможно ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения, за исключением тех прав, которые предусмотрены в ст. 20–21, ч. 1 ст. 23, 24, 28–29, ч. 1 ст. 40, 46–54 Конституции РФ.
В частности, речь идет о праве на жизнь, праве на обеспечение достоинства личности, т. е. о тех правах, которые получили статус естественных и неотчуждаемых (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
Так как на практике достаточно часто нарушаются права человека, важнейшая задача конституционного контроля – не допустить злоупотребления ограничениями, ибо они должны быть соразмерными грозящей опасности.
Еще одной гарантией осуществления прав и свобод человека является создание различных форм контроля гражданского общества над государственным аппаратом, в том числе привлечение представителей общественности к работе коллегиальных органов.
Сюда относится, например, включение 10 представителей общероссийских общественных объединений и правозащитных организаций в состав Высшей квалификационной коллегии. Кроме того, практически все без исключения общественные объединения в той или иной мере участвуют в общественном контроле в соответствующей сфере государственной деятельности.
Среди институтов защиты прав человека особое место занимает уполномоченный по правам человека.
Основными его задачами являются: восстановление нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т. д. Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и не подотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т. п.
Для того чтобы обеспечить приоритет прав личности, необходимо признание человека-гражданина России высшей ценностью не на словах, а на деле, т. е. создание системы реальной их защиты.
Такая система должна включать в себя, во-первых, целенаправленную деятельность всех без исключения государственных органов (а не только судебных и иных правоохранительных органов), во-вторых, конкретные процедуры защиты и самозащиты в случае необходимости вплоть до возможности обращения в международные органы по защите прав и свобод граждан (ст. 46 Конституции РФ), в-третьих, активное воздействие негосударственных структур (референдум и др.) на государственную власть.
Вместе с тем нет смысла противопоставлять гражданское общество и государство. В гражданском обществе создаются все условия для самореализации и автономии личности, исключающие любое вмешательство в жизнь индивида, позволяющие ему руководствоваться исключительно своими частными интересами, а государство обязано гарантировать их осуществление в повседневной жизни.
Это связано с основным предназначением государства – обеспечивать свободу и безопасность общества путем охраны общественного порядка и разрешения с помощью права тех или иных социальных конфликтов.
Более того, институт прав и свобод человека не может рассматриваться обособленно от всего механизма правового регулирования.
Советом Федерации принят Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека». Должность уполномоченного по правам человека в РФ, говорится в законе, учреждается «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».
Среди негосударственных институтов следует выделить специально созданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. Согласно п. 4 Положения о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 4 ноября 2004 г.
Совет призван осуществлять подготовку предложений по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Однако пока что эффективность его работы, так же, как и работы Общественной палаты РФ, оставляет желать лучшего.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы в области защиты прав человека, НКО «Русский Север» ведет активную деятельность в сфере защиты прав жителей Республики Коми.